Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мир XXI века определенно отличается от прошлого века. Но время от времени, чтобы люди могли руководить, нужен кто-то, кто может по-новому взглянуть на насущные проблемы. Они являются двигателем прогресса. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как мобильность и конкурентоспособность.
Для того чтобы динамичный 11-16-летний ребенок преуспел в обществе, в котором этот возраст является ключевым для формирования и развития, необходимо не только заявить о своей жизненной позиции, но, и обладать знаниями и навыками для активной реализации в определенных видах деятельности, потому что в этом возрасте фундамент лидерский потенциал закладывается, формируется и позже раскрывается во взрослом возрасте.
Данные знания и навыки называются лидерскими качествами. Только замечательные качества в группе подростков и взрослых. У каждой группы обязательно есть свой лидер. Но, уже возникает много вопросов: почему тот или иной человек возглавляет группу? Мог ли кто-то другой занять его место? Какими качествами он должен обладать? Кто является лидером? Могут ли они родиться с лидерскими наклонностями или получить их? Что такое формальный и неформальный лидер? Как нужно стать лидером среди лидеров? Не должен ли подросток впадать в депрессию из-за того, что рядом был бы более харизматичный лидер?
Несомненно, если рассматривать лидерство как явление и проблему подросткового коллектива, то удобнее работать в школьных классах. Он уже представляет собой искусственно созданную группу, с детьми почти одного возраста, растущими и развивающимися с 7 лет почти в тех же школьных условиях.
Целью исследования является изучение лидерства и эффективности совместной деятельности в подростковом возрасте.
Исходя из выше поставленной цели, задачи будут следующие:
1.Изучить лидерство, как феномен подросткового общения.
2.Обосновать концепцию лидерства в психологии.
3.Изучить лидерское поведение в подростковом возрасте.
4.Проанализировать экспериментальные и эмпирические исследования по изучению симптомов лидерства в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные идеи возрастной психологии (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев) и основные положения психологии общения и взаимодействия между подростками - школьниками (Л. И. Божович, Л.А. Гозман, Т. В. Драгунова, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн).
Теоретический анализ литературы, в исследовании использовались следующие методы психодиагностики: социометрия "Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений". Тест-опросник "Лидер".
Глава 1 Лидерство как феномен подросткового общения
1.1 Концепция лидерства в психологии
Из истории великих полководцев, вождей и правителей, известно о лидерстве. Вопрос о том, кто должен быть главным, существует в философии с древних времен. Вопросы лидерства являются неотъемлемой частью психологии личности и социальной психологии. Поэтому необходимо учитывать лидерство в процессе роста и развития ребенка, особенно в подростковом возрасте, когда важны отношения.
Прежде всего, необходимо выявить понятие "лидерство".
Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и приверженности в системе межличностных отношений внутри группы [5].
Лидерство-это процесс, который влияет на членов группы для достижения целей группы [5].
Лидер-это человек, признающий право всех других членов группы принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности группы [5].
Лидер-это член группы, признанный другими членами, готовый подчиниться ему безоговорочно [5].
Лидер хочет не только направлять своих последователей, но и руководить ими, а верующий хочет не только руководить, но и следовать за ним.
3. Фрейд понимал лидерство как двусторонний психологический процесс: группа с одной стороны и личность с другой [11]. Данные процессы основаны на способности лидеров вызывать чувства восхищения, поклонения и любви. Поклонение одному человеку может сделать этого человека лидером.
Главное условие - у лидера должна быть сила руководить другими членами группы. Таким образом, в какой группе работает лидер, не так важен в официальных организациях или неформальных группах. Но, во всех случаях лидер получает социальную, психологическую и социальную поддержку в обществе или в группе людей, которые его придерживаются.
Таким образом, говоря о лидерстве, нельзя игнорировать значение понятий группа, коллектив и класс.
Группы отличаются от всего общества на основе определенных характеристик (характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность, структура, состав, уровень развития, ограниченных по размеру) [12].
Коллектив-это группа людей, составляющих часть общества, объединенных общей целью и сходными мотивами совместной деятельности, развивающей это общество [12]. Конечно, это постоянные отношения людей с постоянным составом, которые общаются друг с другом. Но трудно сказать, есть ли у студентов общая цель. Но здесь мы можем сказать, что цель исходит из самого действия.
Без лидера группа может существовать в течение короткого времени, так как необходимо укрепить отношения. Главная задача руководителя-пробудить активность, устранить пассивность и вовлечь всех членов группы в ее управление. Лидер обеспечивает единство ценностей и целей группы. Из высказываний Е. Фишера вытекает функция участия лидера в выполнении "важных функций" группы (общение в малых группах Е. Фишера 1990). Однако, лидерство может быть сосредоточено не только на одном человеке, но и распределено между несколькими или всеми членами группы. Таким образом, при развитии различных обстоятельств инициатива "Совета" переходит от одного человека к другому [13].
Лидерство-это загадочная и сложная черта. Его существование легко распознать, трудно описать и еще сложнее применить на практике. Говоря о лидерах, существует два типа групповых лидеров: формальные и неформальные.
Формальный лидер-это назначенный лидер, который имеет законное право влиять на других [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева - Изд. 2-Е. М.: Просвещение, 2016. 224 с
3. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. Санкт-Петербург, издательство "Нева", 2013. 318с.
4. Евтихов О. Тренинг лидерства / Переиздание Санкт-Петербург, Речь, 2012 г. 256 с.
5. Ельникова Н. Клуб бизнес-тренеров/Н. Ельникова// Лидерство. Теории лидерства. Обзор основных концепций-2017.17с.
6. Жданова О. В. Интеллектуальный марафон. Развитие познавательного интереса, активности и инициативы //Журнал "Школьный психолог", 2012, № 7.
7. Колузаева Н.Г. Организация знаний со школьным активом / Классный руководитель. 2006. № 4. 108-122 с.
8. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: PER SE, 2017. 464 с.
9. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Санкт-Петербург: Статут, 2007, 544 с.
10. Макаренко А.С. Методика организации учебного процесса (1936 - 1937 гг.) // Труды А.С. Макаренко.
11. . Максвелл Д. Золотые уроки лидерства. Санкт-Петербург, Попурри, 2010 224 с.
12. Молчанов. И. Развитие лидерских качеств. Программа повышения эффективности лидерства.// Psyfactor, 2015.
13. Мухина Б.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., переиздание. и доп. М.: Академия, 2016. 608 с.
14. Мокшанцев Р. Социальная психология: учеб. пособие. учебное пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. М.: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. С. 162.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 2015, 4-е изд., 688с.
16. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. Санкт-Петербург: Речь, 2006.348 с.
17. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2006.-464 с.: ил. (Серия "Учебник").
18. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на основе восприятия Р. Фильм Быкова "Пугало") // Вопросы психологии 2018, № 5.
19. Соколов А. В. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства: Александр Соколов - Москва, Речь, 2017. 144 с.
20. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. М.: Торговый центр Сфера, 2016. 96 с.
21. Смирнова Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной // Вопросы психологии, 2019. - № 2.
22. Тетерский С. В. Искусство лидерства. Тренинги и занятия по формированию социальной инициативы и лидерских качеств у молодежи/ Под ред. доктора педагогических наук С.В.Тетерского. М.: АРКТИ, 2017. 96 с.
23. Циглер Д. и Хьелл Л. Теории личности. - Санкт-Петербург: Питер, 1997.231с.
24. URL: http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/razvitie-liderskix-kachestv-u-podrostkov-puti-razvitiya-lidera.html (дата обращения 14.04.2022)
25. URL:http://psyfactor.org/lib/lider3.htm (дата обращения 14.04.2022)
26. URL: http://azps.ru/handbook/k/koll354.html (дата обращения 14.04.2022)
27. URL: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm (дата обращения 14.04.2022)